Среди дат, определивших ход мировой истории, есть одна, о которой часто забывают, - вторник 29 мая 1453 года. В этот день войска турецкого султана Мехмеда II взяли штурмом столицу Византийской империи – Константинополь. Этим закончилась тысячелетняя история великой державы, прямой наследницы Древнего Рима.

Случившееся отнюдь не было неожиданностью. Последние два с половиной века своего существования Византия пребывала в непрекращающейся агонии. Всё началось в 1204 году, когда европейские наёмники-крестоносцы жестоко разорили христианский Константинополь. Вместо прежней православной Византии город Константина стал столицей католической Латинской империи. Но ромеи ("римляне" - так продолжали называть себя жители Византии, даже тогда, когда латинский язык перестал быть государственным) в последний раз сумели проявить некогда присущие им энергию и патриотизм. В 1261 году Михаил Палеолог отвоевал Константинополь и восстановил, хотя бы формально, былую Византию.

К несчастью, эта победа была началом конца. Враги терзали империю со всех сторон. С севера славяне – болгары и сербы. С юга – турки, ещё несколькими столетиями ранее расселившиеся в Малой Азии. Долгое время многочисленные турецкие султаны и эмиры были поглощены взаимной враждой. Но на рубеже XIII и XIV веков среди них выделился род Османов, постепенно подчинивший себе соседей и начавший угрожать территории Византии.

Ослабленная империя не могла помешать захватчикам. Троном в Константинополе чаще всего владели честолюбцы и бездарности, мало заботившиеся об интересах страны. Лишь в самый последний момент судьба послала погибавшей Византии талантливого и смелого вождя. Константин XI Драгас был храбрым и удачливым полководцем. Но что он мог поделать в ситуации, когда пределы империи ограничивались территорией столицы и её ближайших окрестностей? Весной 1453 года вспыхнула очередная война с турками. На этот раз они были настроены особенно решительно. В начале апреля враг осадил Константинополь. Напрасно Константин XI призывал на помощь европейских королей. Не помог и Папа Римский, мечтавший подчинить Византию своей власти. В итоге город пал, а последний византийский император погиб, защищая свою столицу.

Падение Константинополя имело далекоидущие последствия. Отныне турки перекрыли Великий Шёлковый путь, столетиями соединявший Европу со странами Востока. Это заставило европейцев искать новые пути в Китай и Индию. Итогом стали португальские морские путешествия вокруг Африки и экспедиция Колумба, открывшая Новый Свет. Ещё одним результатом турецкого завоевания стало бегство из пределов прежней Византии значительного количества греческих интеллектуалов – учёных, философов, художников. Сама идея Возрождения как возврата к античной культуре родилась под несомненным влиянием этих выходцев из Восточной Римской империи.

Однако именно приверженность к идеалам ортодоксального православия была для многих беженцев препятствием на пути переселения в Европу. Выходом в этом случае была эмиграция в единоверные православные государства. Но Сербия и Болгария к этому времени тоже покорились туркам. Единственной независимой православной державой оставалась далёкая Русь.

Духовную связь с Византией Русь ощущала всегда. Причём, в отличие от балканских стран, связь эта никогда не ставилась под сомнение политическим соперничеством. Для Руси Византия была далёким родственником, но не старшим братом, статус которого неизбежно всегда оспаривается младшими. Никому из русских князей и в голову не приходило объявить себя равным византийскому императору, по крайней мере до тех пор, пока был кто-то, носящий императорскую корону. Но с падением Константинополя положение изменилось. Православный мир лишился лидера, пусть лидера номинального. Всё это прокладывало дорогу к идее Третьего Рима, скорее всего, возникшей не без влияния тех же греков-эмигрантов.

Для Руси падение Константинополя стало рубежом, отделившим новую эпоху. Русь ощутила себя частью большого мира и намеревалась утвердить в нём себя как никому не подчинённую силу. Не случайно, что первые хронографы – исторические сочинения, где история Руси была включена в контекст всемирной истории – начиналась именно с этого события. В равной мере нельзя считать случайным, что в течение всего лишь полувека после этого Русь превратилась из Московского княжества в крупнейшее государство на востоке Европы. Именно Европы, поскольку преемственность с Византией однозначно определяла европейский вектор развития русской цивилизации. История пошла тем путём, который нам известен. В значительной степени это определилось в тот страшный день – вторник 29 мая 1453 года.

 

Из книг о Византии и Константинополе

Павел Артемьевич Левашов (1719-1820) - русский дипломат, писатель. В 1763-68 гг. - советник, затем поверенный в делах России в Турции.

Впоследствии П. А. Левашов состоял при Коллегии иностранных дел, служил в Московском архиве Коллегии.

Константин Михайлович Базили (1809-1884) - русский учёный-востоковед, путешественник, дипломат греческого происхождения.

Родился в Константинополе, переселился в Россию после Греческой революции 1821 г. В 1833 г. поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1839 г. был назначен российским консулом в Сирию и Палестину. В 1844-53 гг. - генеральный консул. Главный труд - "Сирия и Палестина под турецким правительством".

Густав-Фридрих Герцберг (1826-1907) - немецкий историк, профессор Галльского университета, специалист по древнегреческой и византийской истории. Русское издание настоящего труда было значительно расширено за счёт дополнительных статей отечественных учёных по экономической жизни Византии.

Автор перевода и примечаний, Павел Владимирович Безобразов (1859-1918), - известный русский историк-византинист. Приват-доцент кафедры всеобщей истории Московского университета (1888-95, 1905-08; в 1895 г. был вынужден подать в отставку после своей публичной лекции "О женщине в истории"), архивариус Государственной Думы. В числе основных трудов - "Материалы для истории Византийской империи", "Черты византийских нравов и культуры", "Очерки византийской культуры".

Алексей Петрович Лебедев (1845-1908) - русский историк, специалист по истории христианства и Византии. Профессор кафедры церковной истории Киевской духовной академии, с 1905 г. - Московского университета.

Из основных трудов А. П. Лебедева - "История Вселенских Соборов", "История разделения Церквей в IX, X, XI веках", "История Греко-Восточной Церкви под властию турок".

Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) - русский историк-византинист, академик (Петербургской Академии наук с 1900 г., Российской Академии наук с 1917 г., Академии наук СССР с 1925 г.). В 1894-1914 гг. - директор Русского археологического института в Константинополе. В 1921-28 гг. возглавлял Российское Палестинское Общество.

Капитальный труд Ф. И. Успенского "История Византийской империи" начал выходить в 1913 г. Заключительный третий том увидел свет в 1948 г.

 

Константинополь глазами путешественников XIX в.

Стены

 

Использованная литература

Сотрудники отдела редкой книги благодарят д. и. н., проф. В. П. Федюка за помощь в подготовке выставки.

С экспонатами, представленными на выставке, можно ознакомиться в отделе редкой книги ЯОУНБ имени Н. А. Некрасова.
Ваши комментарии, отзывы, вопросы просим присылать по адресу:
red_kniga@rlib.yar.ru

[Вернуться на главную страницу]