Товарный знак
 
     
 
Читателям
 
 
Электронный каталог
 
 
Коллегам
 
 
Краеведение
 
 
О библиотеке
 
 
 
Выставочный проект «Столетие»
Tuesday, 03 July 2018

Хочется начать с коллективного труда, посвященного едва ли не самому заметному в истории русской советской литературы и одному из интереснейших в истории мировой литературы 20 века периоду 1920-х годов «Литературная жизнь России 1920-х годов: события, отзывы современников, библиография» (Москва : ИМЛИ РАН, 2005)

Инициатор и ответственный редактор издания — российский историк литературы и литературовед Александр Галушкин (1960-2014). Предполагалось, что издание будет состоять из шести томов. В настоящее время мы имеем только первый том в двух частях. В полутора тысячах страниц подневной летописи «литературного быта» Москвы и Петрограда 1917—1922 гг. отмечены все писательские дебюты, отъезды, аресты, смерти, все литературные вечера, студии, закрытие газет и журналов, публикации стихов и выходы книг. Это не обычный путеводитель, а своеобразная по форме исследовательская работа, базирующаяся на множестве печатных и архивных материалов. Причем записи подкреплены не только библиографическими или архивными ссылками, но во многих случаях цитатами из соответствующих документов, благодаря чему, литературный процесс мы видим глазами современников.

Именно из этого сборника и можно узнать, что в 1918 году появилась в печати поэма А. Блока «Двенадцать». На выставке мы представляем факсимильное издание поэмы, вышедшее в издательстве «Алконост» в 1918 году. А. Блок, Двенадцать : [поэма] / рис. Ю. Анненкова. - Факсимильное издание (Москва : Книга, 1980)


ФАКСИМИЛЕ (лат. от facere - делать, и similis - похожий, имеющий сходство). Точный снимок подписи, рукописи или рисунка. Факсимильное издание точь-в-точь повторяет оригинал. Оформление переплета, используемые материалы, верстка, даже следы старения и износа книг – мастера при изготовлении факсимильных книг учитывают все детали.


Издательством руководил Самуил Миронович Алянский – человек влюбленный в Блока и его поэзию, до конца дней своих сохранивший преданность великому поэту. Ему мы обязаны тем, что можем держать в руках издание, которое не только несет на себе отпечаток тех грозных лет, но и служит образцом культуры издательского дела, которым могут гордиться и издатель и художник и автор. Проиллюстрировать поэму Самуил Алянский предложил Юрию Анненкову и тот, не задумываясь, принял предложение, «так как еще раньше пришел от этой вещи в радостное недоумение». Книга Ю. Анненкова «Дневник моих встреч» — это воспоминания о выдающихся деятелях русской культуры, со многими из которых автор был дружен. А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, В. Хлебников, С. Есенин, В. Маяковский, М. Горький, Б. Пастернак, И. Бабель, М. Зощенко, Вс. Мейерхольд, В. Пудовкин, Н. Евреинов, С. Прокофьев, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Бенуа, К. Малевич и другие предстают на страницах «Дневника...», запечатленные зорким глазом художника.

Известно, что появление поэмы произвело ошеломляющее впечатление. Все в этой поэме было необычно – образы, ритмическая структура, реплики и выкрики, сложный содержательный пласт. Предисловием к первому изданию поэмы явилась статья литературоведа, литературного критика Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре». На выставке представлено прижизненное издание этой статьи в книге Иванов-Разумник «Александр Блок. Андрей Белый» (Петербург: Алконост, 1919 г.)

Второе произведение, на котором мы решили остановить внимание это социально-бытовая пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-буфф», в первой редакции написанная в 1918 году. Пьеса была написана и издана к первой годовщине Октябрьской революции и включена Центральным бюро по организации празднеств в честь годовщины революции в число праздничных мероприятий. Премьера спектакля, поставленного Всеволодом Мейерхольдом и автором пьесы, оформленного художником Казимиром Малевичем, состоялась 7 ноября 1918 года в помещении Театра музыкальной драмы. Маяковский сыграл в спектакле несколько ролей.

МИСТЕ́РИЯ (от лат. ministerium «церемония») — один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией. Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками.

В автобиографии «Я сам» Маяковский по поводу первой постановки писал: «Окончил мистерию. Читал. Говорят много. Поставил Мейерхольд с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. Три раза поставили — потом расколотили. И пошли «Макбеты».

Это первая советская пьеса явилась родоначальницей советской драматургии. На выставке представлены различные издания пьесы: тома из собраний сочинений 1930-х годов 20 века, издание 1972 года с иллюстрациями советского художника-графика Матвея Борисовича Мазрухо. Интересна книга советского театроведа, искусствоведа, критика Александра Вильямовича Февральского «Первая советская пьеса «Мистерия-буфф» Маяковского (Москва: «Советский писатель», 1971). Еще в 1921 году он написал восторженный отзыв о пьесе и ее постановке (он не был напечатан). В последствии, ему довелось первому дать краткий обзор произведений Маяковского для театра, появившийся в печати за месяц до смерти поэта. Автор был лично знаком с Маяковским, который одобрил эту статью и это стало напутствием для дальнейшего изучения его творчества.

 На выставке представлены и вышедшие совсем недавно издания. Серия «Русский путь» - долгосрочный научно-исследовательский и издательский проект, задуманный и осуществляемый Русским Христианским гуманитарным институтом (г. Санкт-Петербург) - основана в 1993 году. Каждый из томов серии посвящен творчеству и судьбе видного деятеля отечественной истории и культуры - философа, писателя или поэта, историка или государственного деятеля. Мы представили тома, посвященные А. Блоку и В. Маяковскому. Среди материалов – важнейшие прижизненные и первые посмертные критические и мемуарные отклики современников. Собранные вместе материалы позволяют отследить историю восприятия и осмысления феномена поэтов, чье творчество пришлось на период тектонических сдвигов всей общественной и государственной жизни России 20 века.

Выставка продлится до середины июля.


Н. Р. Горшкова – специалист по выставочной работе

 

 
 
 

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ:
Понедельник-четверг - с 10.00 до 20.00
Пятница – выходной
Суббота-воскресенье - с 10.00 до 18.00
Последний четверг месяца - санитарный день

 
Читателям

Новому читателю
Правила пользования библиотекой
Условия записи в библиотеку
Справочная служба
Услуги
Цены на услуги
Предложения по качеству услуг
Контактная информация
Продлить книгу
Круг чтения
Ближайшие события
Календарь выставок и мероприятий
Забронировать книгу в отделе абонемента
Заказать нормативно-правовой документ
Межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов
Электронные полнотекстовые ресурсы
Базы данных электронного каталога
Новые книги
Тематические выставки и обзоры литературы
Виртуальные выставки
Новости
Видеотека
Календарь экологических дат на 2018 год
Прочитали! И Вам советуем

  << на главную страницу
 
  Современная ЯОУНБ - это крупнейшая библиотека области, информационный центр, имеющий современные коммуникационные средства, областной депозитарий краеведческой литературы, координационный и методический центр для библиотек Ярославского края
 
Товарный знак

 

 Книжные памятники Ярославской области
В кадре и за кадром Портал библиотек Ярославской области
Книжная культура Ярославская книга 2017
Гуманитарный лекторий в библиотеке
 
 Компьютерные курсы для пожилых людей "Вместе в электронный век"ЛитРес : библиотека
   
 Нам интересно Ваше мнение


Наша страница на facebook.com   Наша страница на vk.com   Наша страница на twitter   Наша страница на YouTube.com  Наша страница на Instagram   


Проект Центра ЛИБНЕТ «КОМПЛЕКТОВАНИЕ.RU»

 
 
Контактная информация | Схема проезда | Форма обратной связи | Поиск по сайту | Карта сайта |

Ярославская областная универсальная научная библиотека им.Н.А.Некрасова Все права на сайт принадлежат ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова» 150040, Ярославль, ул. Свердлова, 25в. Телефон: (4852) 23-12-01; Email: info@rlib.yar.ru.  
Дизайн: Компания "Аваком". Контент-менеджер: web@rlib.yar.ru