Товарный знак
 
     
 
Читателям
 
 
Электронный каталог
 
 
Коллегам
 
 
Краеведение
 
 
О библиотеке
 
 
 
Маэстро русского барокко К 320-летию со дня рождения архитектора Ф.Б. Растрелли
Sunday, 09 August 2020

Архитектура русского барокко

В наиболее известном значении Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях. Формирование исторического стиля Барокко связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения  в середине XVI-XVII вв. Вместе с тем, предыдущее столетие было в художественном отношении настолько сильным, что оно не могло «исчезнуть совсем» или резко закончиться на каком-то определенном этапе. И в этом противоречии - суть всех коллизий художественного стиля Барокко.

Совершенно особый вариант «русского барокко» создал выдающийся зодчий Франческо Бартоломео Растрелли. Он соединил ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского Рококо и полихромию древнерусского зодчества.

Выдающийся зодчий

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и, в строящемся городе на Неве, отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию. Затем начинаются его самостоятельные творческие проекты.

Обстоятельное исследование творчества великого русского архитектора XVIII столетия опубликовано художником и искусствоведом Игорем Грабарем в многотомном научном издании «История русского искусства».

В 1938 году увидела свет монография молодого искусствоведа, сотрудника Русского музея Алексея Александровича Матвеева (1904-1942). Он серьезно увлекался архитектурой русского барокко, творчеством Растрелли, все лучшие сооружения которого украшают Ленинград и его пригороды. Изучение памятников, кропотливое собирание материалов о процессе создания каждого из них, работа в архивах и книгохранилищах были подготовкой к созданию первой серьезной монографии о родоначальнике русского варианта этого стиля — Бартоломео Растрелли.

В 1940 году русский искусствовед Давид Аркин опубликовал документы из личного архива Растрелли, ранее изданные польским историком Зигмунтом Батовским. В книге представлен подробный перечень работ зодчего, составленный им самим, чертежи, письма Франческо Растрелли, поступившие в 1932 году в собрание Варшавской государственной библиотеки от наследников польской аристократической семьи – графов Потоцких.

В 1963 году историки архитектуры Юрий Денисов и Андрей Петров опубликовали капитальный труд «Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества». Книга состоит из двух разделов: биографического очерка и каталога всех известных сегодня чертежей Франческо Растрелли. Появление этого труда, как отмечают сами авторы, было во многом обусловлено восстановлением разрушенных в годы Великой Отечественной войны дворцовых ансамблей в Пушкине (Царском селе) и Петродворце (Петергофе).

Следует обратить внимание на издание историка архитектуры, искусствоведа Юрия Овсянникова, в котором новые архивные разыскания и обширный круг мемуарной литературы, использованные автором, позволили воссоздать страницы жизни и творчества зодчего, показать связь его с искусством и событиями эпохи.

Все эти документы представляют первостепенный интерес как для исследователей жизни и деятельности Франческо Бартоломео Растрелли, так и для историков русской архитектуры XVIII века.

Шедевры мастера

Творчество Франческо Растрелли хорошо изучено. В конце жизни он сам составил перечень своих работ. Авторы книг и статей о Растрелли проследили историю построек, дали каждой характеристику и определили в целом особенности его художественного почерка.

Постройки зодчего обычно узнают по типичным деталям, излюбленным темам, пристрастию к обилию пилястров, полуколонн и прочим атрибутам. Но есть еще более важные и верные признаки: манера видения и метод композиционного мышления.

Первые большие работы молодого Растрелли – Московские Анненгофы. Кремлевский Анненгоф (1730 г.), Летний Анненгоф (1731 г.) интересны не только как ранние Анненгоф (1730 г.), Летний Анненгоф (1731 г.) интересны не только как ранние произведения архитектора, но и свидетельство поисков новых форм дворцового сооружения.

В 1731 году Растрелли приступил к проектированию целого ряда крупных построек: большого оперного театра в три яруса (был закончен со всеми машинами и декорациями в течение двух месяцев), конской школы, или манежа «на лугу» и, самое главное, большого каменного дворца в три этажа с мезонином и погребами (так называемого «третьего Зимнего дворца»).

1736 год строительство первого каменного Руентальского дворца, затем 1738 году - Митавского дворца.


C середины 40-х годов начинается наиболее активный и значительный период деятельности Растрелли. Именно в этот период стиль Растрелли обретает чисто русский национальный характер.

В 1747 году архитектор приступил к перестройке Большого Петергофского дворца, сохранив основную композицию, оставшуюся от времен Петра. Более радикальным изменениям подверглось внутреннее убранство.

 

Именно в Петергофском дворце мы впервые знакомимся с Растрелли как с мастером внутреннего убранства, впервые получаем более полное представление  о его понимании дворцового интерьера. Его интерьеры, пышные и жизнерадостные, полны движения, мерцания и трепета.

Относительно мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера храмов. Интересной представляется статья В.К. Постернака «Иконостасы Ф.Б. Растрелли».

В статье впервые собраны и систематизированы сведения обо всех иконостасах Ф. Б. Растрелли. Рассмотрены особенности их архитектурно-декоративного убранства. Показано, что основные решения относительно внешнего вида иконостасов принадлежали главному заказчику архитектора – императрице Елизавете Петровне. Рассмотрен вопрос авторства Ф.Б. Растрелли некоторых провинциальных иконостасов.

К 1748 г. относится проект Андреевского собора в Киеве, постройка которого была осуществлена  московским архитектором И.Ф. Мичуриным. В этом своем первом большом культовом здании, великолепно расположенном на склоне холма, Растрелли мастерски использует традиции русского зодчества XVII века.

Логвин, Г. Н. Архитектура Андреевской церкви в Киеве: (памятник архитектуры XVIII века) / Г. Н. Логвин; под ред. Ю. А. Нельговского; Государственный комитет Совета министров УССР по делам строительства. - Киев: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре УССР, 1959. - 14 с., [4] л. ил.


Смольный монастырь (1748 г.) – одно из самых грандиозных созданий Растрелли – строился в течение ряда лет, соединив в себе черты зрелого и позднего стиля мастера. Монастырь является классическим примером связи русского искусства с западноевропейской культурой и, вместе с тем, демонстрацией глубоко самостоятельных, органических путей его развития.

Дворец М. И. Воронцова (1749 -1957 гг..). Оригинальность творческой мысли Растрелли ярко демонстрируют две особенности фасада Воронцовского дворца: во-первых, сочетание пышности и торжественности  центрального ризалита с простотой и строгостью основного массива здания; во-вторых, своеобразный ритм средней части фасада, пауза в его расчленении, с неожиданным разрывом колонн второго этажа и заменой их пилястрами – прием придающий ритму фасада чудесную легкость в пышном, торжественном параде. Дворец Воронцова означает окончательный перелом в творчестве  мастера, конец его раннего пассивно-плоскостного стиля и переход к активной динамике, к мощным драматическим конфликтам поздних созданий.

Вершиной позднего стиля Растрелли в области частного дворцового строительства является Строгановский дворец (1750-1754 гг.). Воплощая передовые идеи мирового архитектурного наследия, Строгановский дворец, с его вытянутыми колоннами, игрой наличников и полукруглыми изгибами антамблемента, полон одновременно неповторимого национального своеобразия.

 1752-1757 гг. перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Искусно используя намеченную М.Г. Земцовым композицию, Растрелли создает совершенно новый грандиозный ансамбль парадной резиденции, «русский Версаль», воспетый Ломоносовым. В Царскосельском дворце стиль Растрелли приобретает особенно торжественный  и вместе с тем более тектонический характер. Стену расчленяют легкие, но четкие пилястры; обрамление узоров, утверждая плоскость, становятся прямолинейными и симметричными.

Последнее крупнейшее произведение Растрелли - Зимний дворец (1754-1761 гг.)  – не было доведено до полного завершения своим мастером. Зимний дворец полон благородной и величавой торжественности. Ни один западноевропейский дворец этого времени не может с ним равняться по грандиозности и пышности замысла. Растрелли проявил большую изобретательность в своеобразной разработке каждого из четырех фасадов и достиг высшей ступени своего мастерства в разнообразии ракурсов и точек зрения на дворец.

Архитектурная графика России: (первая половина XVIII века): собрание Эрмитажа: научный каталог / А. Н. Воронихина, Н. В. Калязина, М. Ф. Коршунова, Т. А. Петрова; авт. предисл. А. Н. Воронихина; худож. Е. Б. Большаков. - Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1981. - 170 с., [3] л. ил.


Франческо Бартоломео Растрелли сыграл исключительно видную, определяющую роль в том национальном подъеме русской архитектуры, которым отмечены 40-е и 50-е годы XVIII века. Среди создателей торжественно-величавого и ликующе-праздничного архитектурного стиля середины столетия Растрелли занимал одно из первых мест. И в этом не было ничего случайного, поскольку он не имел в себе равных как по богатству творческой фантазии, так и по неукротимой, кипучей энергии.


 
 
 

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ:
Понедельник-четверг - с 10.00 до 20.00
Пятница – выходной
Суббота-воскресенье - с 10.00 до 18.00
Последний четверг месяца - санитарный день

 
Читателям

Новому читателю
Правила пользования библиотекой
Условия записи в библиотеку
Справочная служба
Услуги
Цены на услуги
Предложения по качеству услуг
Доступная среда
Контактная информация
Продлить книгу
Читаем лучшее
Ближайшие события
Календарь выставок и мероприятий
Забронировать книгу в отделе абонемента
Заказать нормативно-правовой документ
Межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов
Электронные полнотекстовые ресурсы
Базы данных электронного каталога
Новые книги
Тематические выставки и обзоры литературы
Новости
Видеотека
Календарь экологических дат на 2020 год
Комплектуем фонд вместе
Стоп коррупция!
"Великий и могучий"
"Что я знаю о Н.А.Некрасове"
Видеообзоры

  << на главную страницу
 
  Современная ЯОУНБ - это крупнейшая библиотека области, информационный центр, имеющий современные коммуникационные средства, областной депозитарий краеведческой литературы, координационный и методический центр для библиотек Ярославского края
 
 Год Некрасова
Библиотека нового поколения
 Кейс-конференция
Фестиваль «Ярославское книжное обострение»  Выставка «Ярославская книга»
 Подписка на журналы Подписка на газеты
 Деметра Ярославика Книжные памятники Ярославской области
Портал библиотек Ярославской области Ярославская книга 2019
PRO-инфо Некрасовские дни
 Юношом обдумывающим житье 
Компьютерные курсы для пожилых людей "Вместе в электронный век"ЛитРес : библиотека
Электронные полнотекстовые ресурсы
 Независимая оценка качества
Нам интересно Ваше мнение
 
 
Контактная информация | Схема проезда | Форма обратной связи | Поиск по сайту | Карта сайта |

Ярославская областная универсальная научная библиотека им.Н.А.Некрасова Все права на сайт принадлежат ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова» 150040, Ярославль, ул. Свердлова, 25в. Телефон: (4852) 23-12-01; Email: rlib.yaroslavl@yarregion.ru.  
Дизайн: Компания "Аваком". Контент-менеджер: web@rlib.yar.ru