Товарный знак
 
     
 
Читателям
 
 
Электронный каталог
 
 
Коллегам
 
 
Краеведение
 
 
О библиотеке
 
 
 
Маэстро русского барокко К 320-летию со дня рождения архитектора Ф.Б. Растрелли
Sunday, 09 August 2020

Архитектура русского барокко

В наиболее известном значении Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях. Формирование исторического стиля Барокко связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения  в середине XVI-XVII вв. Вместе с тем, предыдущее столетие было в художественном отношении настолько сильным, что оно не могло «исчезнуть совсем» или резко закончиться на каком-то определенном этапе. И в этом противоречии - суть всех коллизий художественного стиля Барокко.

Совершенно особый вариант «русского барокко» создал выдающийся зодчий Франческо Бартоломео Растрелли. Он соединил ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского Рококо и полихромию древнерусского зодчества.

Выдающийся зодчий

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и, в строящемся городе на Неве, отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию. Затем начинаются его самостоятельные творческие проекты.

Обстоятельное исследование творчества великого русского архитектора XVIII столетия опубликовано художником и искусствоведом Игорем Грабарем в многотомном научном издании «История русского искусства».

В 1938 году увидела свет монография молодого искусствоведа, сотрудника Русского музея Алексея Александровича Матвеева (1904-1942). Он серьезно увлекался архитектурой русского барокко, творчеством Растрелли, все лучшие сооружения которого украшают Ленинград и его пригороды. Изучение памятников, кропотливое собирание материалов о процессе создания каждого из них, работа в архивах и книгохранилищах были подготовкой к созданию первой серьезной монографии о родоначальнике русского варианта этого стиля — Бартоломео Растрелли.

В 1940 году русский искусствовед Давид Аркин опубликовал документы из личного архива Растрелли, ранее изданные польским историком Зигмунтом Батовским. В книге представлен подробный перечень работ зодчего, составленный им самим, чертежи, письма Франческо Растрелли, поступившие в 1932 году в собрание Варшавской государственной библиотеки от наследников польской аристократической семьи – графов Потоцких.

В 1963 году историки архитектуры Юрий Денисов и Андрей Петров опубликовали капитальный труд «Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества». Книга состоит из двух разделов: биографического очерка и каталога всех известных сегодня чертежей Франческо Растрелли. Появление этого труда, как отмечают сами авторы, было во многом обусловлено восстановлением разрушенных в годы Великой Отечественной войны дворцовых ансамблей в Пушкине (Царском селе) и Петродворце (Петергофе).

Следует обратить внимание на издание историка архитектуры, искусствоведа Юрия Овсянникова, в котором новые архивные разыскания и обширный круг мемуарной литературы, использованные автором, позволили воссоздать страницы жизни и творчества зодчего, показать связь его с искусством и событиями эпохи.

Все эти документы представляют первостепенный интерес как для исследователей жизни и деятельности Франческо Бартоломео Растрелли, так и для историков русской архитектуры XVIII века.

Шедевры мастера

Творчество Франческо Растрелли хорошо изучено. В конце жизни он сам составил перечень своих работ. Авторы книг и статей о Растрелли проследили историю построек, дали каждой характеристику и определили в целом особенности его художественного почерка.

Постройки зодчего обычно узнают по типичным деталям, излюбленным темам, пристрастию к обилию пилястров, полуколонн и прочим атрибутам. Но есть еще более важные и верные признаки: манера видения и метод композиционного мышления.

Первые большие работы молодого Растрелли – Московские Анненгофы. Кремлевский Анненгоф (1730 г.), Летний Анненгоф (1731 г.) интересны не только как ранние Анненгоф (1730 г.), Летний Анненгоф (1731 г.) интересны не только как ранние произведения архитектора, но и свидетельство поисков новых форм дворцового сооружения.

В 1731 году Растрелли приступил к проектированию целого ряда крупных построек: большого оперного театра в три яруса (был закончен со всеми машинами и декорациями в течение двух месяцев), конской школы, или манежа «на лугу» и, самое главное, большого каменного дворца в три этажа с мезонином и погребами (так называемого «третьего Зимнего дворца»).

1736 год строительство первого каменного Руентальского дворца, затем 1738 году - Митавского дворца.


C середины 40-х годов начинается наиболее активный и значительный период деятельности Растрелли. Именно в этот период стиль Растрелли обретает чисто русский национальный характер.

В 1747 году архитектор приступил к перестройке Большого Петергофского дворца, сохранив основную композицию, оставшуюся от времен Петра. Более радикальным изменениям подверглось внутреннее убранство.

 

Именно в Петергофском дворце мы впервые знакомимся с Растрелли как с мастером внутреннего убранства, впервые получаем более полное представление  о его понимании дворцового интерьера. Его интерьеры, пышные и жизнерадостные, полны движения, мерцания и трепета.

Относительно мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера храмов. Интересной представляется статья В.К. Постернака «Иконостасы Ф.Б. Растрелли».

В статье впервые собраны и систематизированы сведения обо всех иконостасах Ф. Б. Растрелли. Рассмотрены особенности их архитектурно-декоративного убранства. Показано, что основные решения относительно внешнего вида иконостасов принадлежали главному заказчику архитектора – императрице Елизавете Петровне. Рассмотрен вопрос авторства Ф.Б. Растрелли некоторых провинциальных иконостасов.

К 1748 г. относится проект Андреевского собора в Киеве, постройка которого была осуществлена  московским архитектором И.Ф. Мичуриным. В этом своем первом большом культовом здании, великолепно расположенном на склоне холма, Растрелли мастерски использует традиции русского зодчества XVII века.

Логвин, Г. Н. Архитектура Андреевской церкви в Киеве: (памятник архитектуры XVIII века) / Г. Н. Логвин; под ред. Ю. А. Нельговского; Государственный комитет Совета министров УССР по делам строительства. - Киев: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре УССР, 1959. - 14 с., [4] л. ил.


Смольный монастырь (1748 г.) – одно из самых грандиозных созданий Растрелли – строился в течение ряда лет, соединив в себе черты зрелого и позднего стиля мастера. Монастырь является классическим примером связи русского искусства с западноевропейской культурой и, вместе с тем, демонстрацией глубоко самостоятельных, органических путей его развития.

Дворец М. И. Воронцова (1749 -1957 гг..). Оригинальность творческой мысли Растрелли ярко демонстрируют две особенности фасада Воронцовского дворца: во-первых, сочетание пышности и торжественности  центрального ризалита с простотой и строгостью основного массива здания; во-вторых, своеобразный ритм средней части фасада, пауза в его расчленении, с неожиданным разрывом колонн второго этажа и заменой их пилястрами – прием придающий ритму фасада чудесную легкость в пышном, торжественном параде. Дворец Воронцова означает окончательный перелом в творчестве  мастера, конец его раннего пассивно-плоскостного стиля и переход к активной динамике, к мощным драматическим конфликтам поздних созданий.

Вершиной позднего стиля Растрелли в области частного дворцового строительства является Строгановский дворец (1750-1754 гг.). Воплощая передовые идеи мирового архитектурного наследия, Строгановский дворец, с его вытянутыми колоннами, игрой наличников и полукруглыми изгибами антамблемента, полон одновременно неповторимого национального своеобразия.

 1752-1757 гг. перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Искусно используя намеченную М.Г. Земцовым композицию, Растрелли создает совершенно новый грандиозный ансамбль парадной резиденции, «русский Версаль», воспетый Ломоносовым. В Царскосельском дворце стиль Растрелли приобретает особенно торжественный  и вместе с тем более тектонический характер. Стену расчленяют легкие, но четкие пилястры; обрамление узоров, утверждая плоскость, становятся прямолинейными и симметричными.

Последнее крупнейшее произведение Растрелли - Зимний дворец (1754-1761 гг.)  – не было доведено до полного завершения своим мастером. Зимний дворец полон благородной и величавой торжественности. Ни один западноевропейский дворец этого времени не может с ним равняться по грандиозности и пышности замысла. Растрелли проявил большую изобретательность в своеобразной разработке каждого из четырех фасадов и достиг высшей ступени своего мастерства в разнообразии ракурсов и точек зрения на дворец.

Архитектурная графика России: (первая половина XVIII века): собрание Эрмитажа: научный каталог / А. Н. Воронихина, Н. В. Калязина, М. Ф. Коршунова, Т. А. Петрова; авт. предисл. А. Н. Воронихина; худож. Е. Б. Большаков. - Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1981. - 170 с., [3] л. ил.


Франческо Бартоломео Растрелли сыграл исключительно видную, определяющую роль в том национальном подъеме русской архитектуры, которым отмечены 40-е и 50-е годы XVIII века. Среди создателей торжественно-величавого и ликующе-праздничного архитектурного стиля середины столетия Растрелли занимал одно из первых мест. И в этом не было ничего случайного, поскольку он не имел в себе равных как по богатству творческой фантазии, так и по неукротимой, кипучей энергии.


 
 
 

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ:
Понедельник-четверг - с 10.00 до 20.00
Пятница – выходной
Суббота-воскресенье - с 10.00 до 18.00
Последний четверг месяца - санитарный день

 
Читателям

Новому читателю
Правила пользования библиотекой
Временные правила пользования библиотекой
Условия записи в библиотеку
Справочная служба
Услуги
Цены на услуги
Предложения по качеству услуг
Доступная среда
Контактная информация
Продлить книгу
Читаем лучшее
Ближайшие события
Календарь выставок и мероприятий
Забронировать книгу в отделе абонемента
Заказать нормативно-правовой документ
Межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов
Электронные полнотекстовые ресурсы
Базы данных электронного каталога
Новые книги
Тематические выставки и обзоры литературы
Ярославский календарь
Виртуальные выставки
Новости
Видеотека
Календарь экологических дат на 2020 год
Комплектуем фонд вместе
Стоп коррупция!
"Великий и могучий"
"Что я знаю о Н.А.Некрасове"
Видеообзоры

  << на главную страницу
 
  Современная ЯОУНБ - это крупнейшая библиотека области, информационный центр, имеющий современные коммуникационные средства, областной депозитарий краеведческой литературы, координационный и методический центр для библиотек Ярославского края
 
 Год Некрасова
Библиотека нового поколения
Фестиваль «Ярославское книжное обострение»  Выставка «Ярославская книга»
 Подписка на журналы Подписка на газеты
 Деметра Ярославика Книжные памятники Ярославской области
Портал библиотек Ярославской области Ярославская книга 2019
PRO-инфо Некрасовские дни
   
Компьютерные курсы для пожилых людей "Вместе в электронный век"ЛитРес : библиотека
Электронные полнотекстовые ресурсы
 Независимая оценка качества
Нам интересно Ваше мнение


Наша страница на facebook.com   Наша страница на vk.com   Некрасовка76.Дзен   Наша страница на YouTube.com  Наша страница на Instagram   


Проект Центра ЛИБНЕТ «КОМПЛЕКТОВАНИЕ.RU»

 
 
Контактная информация | Схема проезда | Форма обратной связи | Поиск по сайту | Карта сайта |

Ярославская областная универсальная научная библиотека им.Н.А.Некрасова Все права на сайт принадлежат ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова» 150040, Ярославль, ул. Свердлова, 25в. Телефон: (4852) 23-12-01; Email: info@rlib.yar.ru.  
Дизайн: Компания "Аваком". Контент-менеджер: web@rlib.yar.ru