Товарный знак
 
     
 
Читателям
 
 
Электронный каталог
 
 
Коллегам
 
 
Краеведение
 
 
О библиотеке
 
 
 
Застывшая красота движения
Wednesday, 11 November 2020

180 лет со дня рождения Огюста Родена

«Скульптура искусство выпуклостей и впадин»

Огюст Роден

 

Французская скульптура конца XIX — начала XX века развивается в целом теми же путями, что и живопись. Наряду со многими скульпторами салонно-академического направления пластика этого времени выдвигает и такого выдающегося мастера, как Огюст Роден.

 

Искусство этого большого художника представляет собой сложный сплав разнообразных тенденций, характерных для всей художественной культуры конца XIX века. Лучшие работы Родена относятся к высшим достижениям французской реалистической скульптуры.


 

 

Портрет Огюста Родена 1891 г.,

фотограф Надар

 

Франсуа Огюст Рене Роден (1840 —1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.

Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-1857), которая готовила мастеров художественного ремесла.

Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой.

В своей работе историк и искусствовед Бернар Шампиньоль описывает наполненную потрясениями и напряженным трудом жизнь скульптора в эпоху, когда прежняя система моральных ценностей оказалась разрушенной, а зарождающееся искусство модерна с трудом пробивало себе дорогу.

 

 

Все противоречия и достижения пластики ХIХ столетия были сфокусированы в творчестве Огюста Родена. Его творчество было открытым вызовом академизму, стремлением к выходу за границы традиционной пластической формы.

Его первые самостоятельные работы относятся к 1860-м годам. Они основаны на том глубоком и вместе с тем живом и эмоциональном восприятии натуры, которое будет характерно для Родена и в дальнейшем. Их жизненность, энергично выраженный характер, оригинальность замысла и выполнения вызвали враждебную реакцию официальной критики. Так, «Человек со сломанным носом», был отвергнут Салоном за неприкрашенную правдивость изображения «безобразной» натуры.

  
Бюст Ж.Б. Родена-отца, 1859 г.
 Человек со сломанным носом, 1864 г.

По-настоящему имя Родена впервые громко прозвучало в 1877 году, когда он предоставил для Салона свою скульптуру "Бронзовый век". Он работал над ней в течение последних полутора лет, находясь под сильнейшим впечатлением от работ Микеланджело.

Вокруг "Бронзового века" разразился настоящий скандал. Скульптура выглядела настолько реалистично, что Родена обвинили в том, что он просто сделал слепок с живого человека. Однако ряд известных скульпторов выступили в защиту Родена, и он был оправдан.

В "Бронзовом веке" Роден достиг поразительной жизненной достоверности. Мастер создал образ потрясенного юноши-воина, который борется со сковывающими его силами, мучительно преодолевает охватывающее его оцепенение.

Бронзовый век, 1876-1877 гг.

 

Творчество Огюста Родена составило эпоху в истории искусства. Американский писатель Дэвид Вейс в своей работе шаг за шагом воссоздает обстоятельства творческого и жизненного пути знаменитого художника.

 

 

  
Святой Иоанн Креститель, 1878 г
  Бюст Жюля Далу, 1883 г.

Пластическое выражение человеческих переживаний становиться основной задачей творчества Родена.

До него никто не передавал так тонко неожиданные порывы и еле уловимые движения души. Новые замыслы потребовали новой формы выражения, породили взволнованный и гибкий пластический язык, язык незавершенных жестов и перетекающих форм.

В скульптуре Родена тело превратилось в средство выражения душевных движений. Подвижная, рельефная, беспокойная поверхность создавала не только сложный психологический образ, но и насыщала его динамизмом и экспрессией.

На главной ежегодной художественной выставке в Парижском Салоне 1898 г. скульптор представил две огромные статуи - Поцелуй и статую Бальзака. Это был и вызов обществу, и реакция на неприятности в профессиональной и личной жизни.

Роден был создателем своеобразной живописной манеры лепки, в которой особое значение придавалось обработке поверхности.

Он не старался уловить обманчивые оптические эффекты, а стремился запечатлеть процесс «вырастания» — чудо оживления мёртвого материала под руками художника.

  
 Вечная весна, 1884 г. Поцелуй, 1886 г.

В 1884 году муниципалитет Кале обратился к Родену. Речь шла о сооружении монумента знаменитым гражданам города, отличившимся в 1347 году при осаде города англичанами.

Весной 1889 года Роден заканчивает всю группу. Но лишь спустя десять с лишним лет после заключения договора, третьего июня 1895 года, памятник был открыт — не хватало денег.

Памятник сразу стал знаменитым. О «Гражданах Кале» много писали. Посмотреть на творение великого скульптора приезжали со всех уголков Франции.

 

 

Граждане Кале, 1884-1888 г.

Вот что написал о работе Родена над «Гражданами Кале» Рильке:

«В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты. Он собирал их, запоминал, отбирал. Сотни героев толпились в его воображении, и он сделал из них шесть… Эта статуя, поставленная в старом тёмном саду, могла бы стать памятником для всех безвременно умерших. Роден вдохнул в каждого из идущих на смерть мужчин жизнь, наделив их последними в этой жизни жестами».

 

 

Личная жизнь скульптора была не менее насыщена, чем его творческая деятельность. Первой натурщицей Родена стала его возлюбленная Роза Бёре, которую мастер повстречал в 1864 году. Она стала ему любящей, заботливой и верной подругой. На сбережения Розы была приобретена мастерская для скульптора. Ее образ встречается во многих работах Родена. («Миньон», «Вакханка», «Девушка с розой на шляпе»).

  
 Портрет Розы Бёре  Бюст Розы Бёре
работы Родена, 1890 г.

В 1885 году Роден берет помощницу в свою мастерскую 19-летнюю Камиллу Клодель, которая вскоре стала возлюбленной Родена, несмотря на значительную разницу в возрасте. При этом Роден не разрывал отношения со своей спутницей жизни Розой Бёре, которая была рядом с ним в трудные годы, когда они бедствовали в Бельгии, и растила их сына.

  
Портрет Камиллы Клодел Бюст Камиллы Клодель
работы Родена, 1885 г.

Работы Огюста Родена в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина относятся к разным этапам его творческого пути, отражают разные грани его искусства, являются произведениями, имеющими различное значение в его творчестве.

Коллекция музея дает достаточно многогранное и цельное представление о скульпторе, возможность увидеть в нем мастера, стремящегося создавать образы большого размаха, утверждающего в своем искусстве творческую энергию человека.

       

 

 

Еще несколько изданий знакомят нас с большой выставкой французской скульптуры и ее мастерами конца XIX и начала XX века, представленной в Москве. На выставке большая часть коллекции представлена работами Родена.

 

 

Интересно еще одно издание, которое включает беседы Родена об искусстве, творчестве и мастерстве скульптора. В нем также представлены воспоминания современников Родена, в которых обрисован богатый духовный мир художника, его отношение к близким, друзьям, к художественному творчеству других мастеров.

 

 

Настоящий скандал разразился вокруг статуи Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Работая над образом известного писателя, Роден решил отказаться от традиционного портретного сходства и запечатлеть в скульптуре стихию творчества, движение мысли творца, его психологическое состояние.

"Я создал "Бальзака" таким, каким он представляется мне, судя по биографии: возбужденный, он вскакивает среди ночи с постели и, заспанный, с неумытым лицом, начинает творить..." - говорил Роден, объясняя свой замысел скульптору Я. Николадзе.

 

 

Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже.

Памятник Оноре де Бальзаку, 1893-1897 гг.

В 1880 году Роден получает государственный заказ на выполнение монументальных ворот для проектируемого Музея декоративного искусства в Париже. Так началась его работа над "Вратами ада", которая продолжалась всю его жизнь, но так и не была закончена.

Врата ада, 1880-1917 гг.

Огюст Роден в 1881 году создал для ансамбля «Врата Ада» скульптуры Адама и Евы. По замыслу автора они должны были фланкировать двери врат.

Позднее композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры.

Адам и Ева, 1881 г.

«Мыслитель» — одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена. По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «<Врата ада».

 

Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже.

Впечатление огромного напряжения соединяется с ощущением отсутствия всякого усилия. Скульптор заставляет почувствовать могучую силу мышления человека, творящего мир в процессе вдохновения.

  
Портрет Жана Бо Мыслитель,
1880-1882 гг.

 

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене. В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне.

 

 

Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены фотохудожником Петром Шумовым, тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни.

  
Портрет фотохудожника
Петра Шумова
Огюст Роден в
мастерско, 1910-е г.

   

Музей Родена в Медоне располагается на вилле Брийан, которую скульптур купил в 1895 году. Здесь он создал свои основные произведения.

Роден умер 17 ноября 1917 года и похоронен на этой же вилле.

Музей и могила Родена в Медоне

Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру XIX века - при помощи сильной пластической моделировки и драматической игры света мастер придавал скульптурной форме подвижность и одухотворенность, тем самым демонстрируя связь между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Долгое время Роден считался противоречивой и даже скандальной фигурой, новаторское мастерство которого шокировало консервативную публику. Оглушительный успех к нему пришёл лишь в конце жизни, когда он был признан величайшим мастером со времён Микеланджело.

Александрова Е.А., библиотекарь отдела УЧЗ

 

 
 
 

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ:
Понедельник-четверг - с 10.00 до 20.00
Пятница – выходной
Суббота-воскресенье - с 10.00 до 18.00
Последний четверг месяца - санитарный день

 
Читателям

Новому читателю
Правила пользования библиотекой
Временные правила пользования библиотекой
Условия записи в библиотеку
Справочная служба
Услуги
Цены на услуги
Предложения по качеству услуг
Доступная среда
Контактная информация
Продлить книгу
Читаем лучшее
Ближайшие события
Календарь выставок и мероприятий
Забронировать книгу в отделе абонемента
Заказать нормативно-правовой документ
Межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов
Электронные полнотекстовые ресурсы
Базы данных электронного каталога
Новые книги
Тематические выставки и обзоры литературы
Ярославский календарь
Виртуальные выставки
Новости
Видеотека
Календарь экологических дат на 2020 год
Комплектуем фонд вместе
Стоп коррупция!
"Великий и могучий"
"Что я знаю о Н.А.Некрасове"
Видеообзоры

  << на главную страницу
 
  Современная ЯОУНБ - это крупнейшая библиотека области, информационный центр, имеющий современные коммуникационные средства, областной депозитарий краеведческой литературы, координационный и методический центр для библиотек Ярославского края
 
 Год Некрасова
Библиотека нового поколения
Фестиваль «Ярославское книжное обострение»  Выставка «Ярославская книга»
 Подписка на журналы Подписка на газеты
 Деметра Ярославика Книжные памятники Ярославской области
Портал библиотек Ярославской области Ярославская книга 2019
PRO-инфо Некрасовские дни
   
Компьютерные курсы для пожилых людей "Вместе в электронный век"ЛитРес : библиотека
Электронные полнотекстовые ресурсы
 Независимая оценка качества
Нам интересно Ваше мнение


Наша страница на facebook.com   Наша страница на vk.com   Некрасовка76.Дзен   Наша страница на YouTube.com  Наша страница на Instagram   


Проект Центра ЛИБНЕТ «КОМПЛЕКТОВАНИЕ.RU»

 
 
Контактная информация | Схема проезда | Форма обратной связи | Поиск по сайту | Карта сайта |

Ярославская областная универсальная научная библиотека им.Н.А.Некрасова Все права на сайт принадлежат ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова» 150040, Ярославль, ул. Свердлова, 25в. Телефон: (4852) 23-12-01; Email: info@rlib.yar.ru.  
Дизайн: Компания "Аваком". Контент-менеджер: web@rlib.yar.ru