Читателям
 
 
Электронный каталог
 
 
Коллегам
 
 
Краеведение
 
 
О библиотеке
 
 
 
Цикл лекций.«МЫШЕЛОВКА» ГАМЛЕТА В ТРАГЕДИИ А. С.ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ».Записки слушателя
Monday, 13 March 2017

Записки слушателя. Тетрадь четвертая.

11 марта в выставочном зале прошла завершающая лекция профессора театрального института М. Г. Ваняшовой из цикла «Перекресток искусств».  Позади три месяца подготовительной работы, четыре погружения в философские и человеческие глубины поэзии, живописи, музыки, театра, доверительные  беседы и море эмоций, которые не пережить и за три года.

Маргарита Георгиевна – Просветитель. Она удивительно щедра и открыта  для читателей. По-некрасовски «Сеет разумное, доброе, вечное». На прощание Маргарита Георгиевна отдала организаторам цикла наброски лекции ««МЫШЕЛОВКА» ГАМЛЕТА В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА  «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ».  В четвертой тетради мы не стали делать свои записи, а представляем  фрагменты текста профессора, которые непременно понадобятся студенту-филологу или учителю литературы. Также мы предлагаем вам посмотреть отрывки известных спектаклей «Моцарт и Сальери»: классическую постановку Леонида Вивьена с Иннокентием Смоктуновским (Моцарт) и Николаем Симоновым (Сальери) и работу всемирно известного режиссера Эймунтаса Някрошюса с выдающимися литовскими актерами Владасом Багдонасом (Сальери) и Альгирдасом Латенасом (Моцарт) .

Из лекции доктора филологических наук, профессора ярославского театрального института (ЯГТИ) М. Г. Ваняшовой.

«А. С. Пушкин учился у Шекспира, многое заимствовал у него, опираясь на разработанные им самим как реформатором сцены и театра принципы «шекспиризма», особенность которых не столько в свободных поворотах сюжета, сколько в глубине характеров. И термин «характер» в значении объема проявления свойств человека, его особенностей, природы его поступков – в применении к театру и драме -  принадлежит Пушкину.  В «Гамлете»  есть знаменитая сцена «Мышеловки», в которой Принц договаривается с труппой бродячих актеров  представить спектакль «Убийство Гонзаго» с эпизодом отравления, точь-в-точь повторяющим преступление Клавдия.

Гамлетовская «Мышеловка» у Пушкина не проста. Это  ловушка – не только  для Сальери или для Моцарта, но главным образом, для самого читателя!  

<    > Музыка Антонио Сальери.  Но часто ли наши читатели и зрители слушают Сальери, пытаются понять Сальери? Ведь и трагедия Пушкина станет объемнее, если зазвучит музыка Сальери из оперы «Тарар» по Бомарше, которую любил Моцарт и напевал «один мотив». Какой? Это знаменитая ария Капильджи из «Тарара». «Там есть один мотив…» - вот что явилось последней каплей для Cальери. Из Всего Сальери Моцарт оставил в своей памяти лишь Один мотив?!!!!

<   >нарастают подозрения  Моцарта, написавшего «Реквием»  в память о самом себе.  Именно «Реквием» он несет показать Сальери, но не находит сил признаться в своих предчувствиях. Умный Сальери все понимает.  Понимает и то, что остановило Моцарта в игре слепого скрипача у трактира. Ария Керубино, в которой уже есть движение к мотивам смерти… Второе произведение, которое играет слепой скрипач – образ самой Судьбы! - ария из «Дон Жуана» с «шагами Командора»,  «Безделица» развивается  от «веселья» к «внезапному  мраку», внутри которой живет сценарий «Дон Жуана» с гибельным финалом…

До сего времени многие из тех, кто читает «Моцарта и Сальери» продолжает быть уверенным, что основной конфликт трагедии – зависть таланта к гению. Через стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет» вы подойдете к глубинным смыслам понимания конфликта – в космическом, божественном всечеловеческом масштабе.

Кто выходит на подмостки в стихотворении  «Гамлет»? «Гул затих. Я вышел на подмостки…» - Ответы различны. Гамлет – герой трагедии. Актер, играющий роль Гамлета в спектакле. Поэт, написавший стихотворение, Автор. Но еще – и Сын Божий, Сын человеческий, Иисус Христос. Это его устами сказано: «Если только можешь. Авва Отче, чашу эту мимо пронеси… Я люблю Твой замысел упрямый… » С Кем беседует Герой? С мирозданием, Творцом. Господом Богом.

Героев пушкинской трагедии необходимо понимать только в соотнесении с Образом Создателя, Отца, -  и Сына - Иисуса Христа. В самой канве трагедии уже скрыта притчевая основа евангельской легенды о предательстве.

Враг Сальери – не Моцарт, и не сам Сальери. Создатель, неправильно построивший мироздание. «Все  говорят: нет правды на земле, правды нет  - и выше». И Сальери решает исправить ошибку Господа, становясь на его место.  Моцарт несет в себе Божественный дар с той небесной глубиной и чистотой, для которой создан самим Провидением. В определенной мере его жизнь и судьба соотнесены со страстями Христовыми.

Однако Моцарт и Сальери – это и две стороны  характера художника. Это понимал Пушкин.  И Осип Мандельштам однажды подтвердил его слова в беседе с Ахматовой, сказав: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери».

<  >… смысл реплики: «Постой! Постой! Постой! Ты выпил… Без меня? » Сальери в пьесе предлагает Моцарту «чашу дружбы», которую в прежние времена называли круговой – и передавали из рук в руки. А это означает, что Сальери замыслил двойной уход из жизни, он не должен был оставаться один и нести груз своего преступления. Это открытие пушкинистики последних десятилетий».

Лекция закончилась  аплодисментами, словами благодарности и цветами. Даже спустя несколько дней читатели библиотеки продолжают обсуждать цикл литературных встреч, подготовленных Маргаритой Георгиевной, более того, ждут продолжения.

 

 

 
 
 

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ:
Понедельник-четверг - с 10.00 до 20.00
Пятница – выходной
Суббота-воскресенье - с 10.00 до 18.00
Последний четверг месяца - санитарный день

 
Читателям

Новому читателю
Правила пользования библиотекой
Условия записи в библиотеку
Справочная служба
Услуги
Цены на услуги
Предложения по качеству услуг
Контактная информация
Продлить книгу
Что почитать?
Ближайшие события
Календарь выставок и мероприятий
Забронировать книгу в отделе абонемента
Заказать нормативно-правовой документ
Межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов
Электронные полнотекстовые ресурсы
Базы данных электронного каталога
Новые книги
Тематические выставки и обзоры литературы
Виртуальные выставки
Новости
Видеотека
Календарь экологических дат на 2017 год
Прочитали! И Вам советуем

  << на главную страницу
 
  Современная ЯОУНБ - это крупнейшая библиотека области, информационный центр, имеющий современные коммуникационные средства, областной депозитарий краеведческой литературы, координационный и методический центр для библиотек Ярославского края
 

 

  Год экологии в России
 Выставки в стенах ЯОУНБ
В кадре и за кадром Портал библиотек Ярославской области
Книжная культура Ярославская книга 2016
Выставки в стенах ЯОУНБ
 
 Компьютерные курсы для пожилых людей "Вместе в электронный век"ЛитРес : библиотека
   
 Нам интересно Ваше мнение


Наша страница на facebook.com   Наша страница на vk.com   Наша страница на twitter   Наша страница на YouTube.com  Наша страница на Instagram   


Проект Центра ЛИБНЕТ «КОМПЛЕКТОВАНИЕ.RU»

 
 
Контактная информация | Схема проезда | Форма обратной связи | Поиск по сайту | Карта сайта |

Ярославская областная универсальная научная библиотека им.Н.А.Некрасова Все права на сайт принадлежат ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова» 150040, Ярославль, ул. Свердлова, 25в. Телефон: (4852) 23-12-01; Email: info@rlib.yar.ru.  
Дизайн: Компания "Аваком". Контент-менеджер: web@rlib.yar.ru