Товарный знак
 
     
 
Читателям
 
 
Электронный каталог
 
 
Коллегам
 
 
Краеведение
 
 
О библиотеке
 
 
 
«Кинематограф Сергея Бондарчука в картинах и эскизах» к 100 – летию режиссера
Saturday, 26 September 2020

25 сентября мы отмечаем 100 – летие со дня рождения Народного артиста СССР, кинорежиссера, участника Великой Отечественной войны Сергея Федоровича Бондарчука.

Для многих Бондарчук является олицетворением эпохи советского кинематографа.

Окончив актерский факультет ВГИКа, Сергей Бондарчук был востребован советским кино. Сергей Бондарчук принадлежал к актерам – личностям.
Его лучшие роли сыграны в 50 – 70 годы прошлого века. В историю отечественного кинематографа вошли фильмы: «Неоконченная повесть», «Отелло», «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и другие.

Будучи уже зрелым актером, в сорок лет он пришел к режиссуре. Как режиссера его интересовал внутренний мир человека, психологизм человеческих взаимоотношений. Личность самого Сергея Бондарчука уникальна. Через свои фильмы он пытался понять планетарные размеры и суть мироздания. Недаром Никита Михалков сказал, что режиссер создал в кинематографе свою нишу и назвал ее «Планетой Бондарчука».

Самобытность Сергея Федоровича уходила корнями в русскую землю. Его режиссура поражала славянской мощью, глубиной национального патриотизма.

На счету Бондарчука-режиссера – несколько фильмов, получивших мировое признание: «Война и мир», «Степь», Они сражались за Родину», «Борис Годунов».

Сергей Бондарчук относился к великой русской литературе как к святыне. Он экранизировал книги русских писателей А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Шолохова.

 

Звездами вселенского масштаба для него были два человека: Пушкин и Толстой. Он ставил перед собой задачу путем кинематографа раскрыть тайну пушкинского или толстовского слова и мысли. Эти два литературных гения были для Бондарчука едины.

Дочь режиссера актриса Наталья Бондарчук в своих воспоминаниях рассказывала о философских исканиях отца. По её словам, Сергей Фёдорович был уверен, что прямым наследником Пушкина в литературе был Толстой.

 

«Метод сопряжения и сцепления наиболее плодотворно развитый в романе «Война и мир» взят из «Бориса Годунова»

С. Бондарчук 

Режиссер полагал, что эти два произведения связаны между собой единым содержанием.

В 1970 году С. Бондарчук поставил «Войну и мир», а в 1986 году экранизировал повесть Пушкина «Борис Годунов». Эти два фильма оказались знаковыми в судьбе самого режиссера.

Сергей Бондарчук был одаренной личностью. Его талант проявился и в живописи. Он был художником-самоучкой.

Его любовь к живописи началась с детства, когда ему подарили краски. Он понюхал их и чуть с ума не сошел от запаха, показавшегося ему волшебным.

Бондарчук работал в разных жанрах живописи, но больше всего любил писать натюрморты и портреты жены и своих детей.

 

Известно, что искусство кино и живопись тесно связаны между собой. Визуальный ряд любого фильма — та отличительная черта, по которой зрители и критики запоминают стиль режиссеров и их эстетику.

Бондарчук, обладая художественным талантом, не просто создавал фильм, а работал над его «визуальным сценарием», делая сам эскизы мизансцен будущей картины.

«Война и мир», 1970 г.

 

Фильм, получивший «Оскара» снимавшийся в течение пяти лет был самым дорогостоящим проектом того времени. Гигантская массовка в 120 тысяч человек была даже упомянута в книге рекордов Гиннеса. По словам Бондарчука, эта картина перевернула весь его внутренний мир.

«Главная тема романа — патриотическая. Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в „Войне и мире“ — человеческие типы, носители русского национального характера, „скрытая теплота“ их патриотизма».

С. Бондарчук

 

Несмотря на то, что на картине работало несколько художников, Бондарчук сам делал раскадровку фильма в рисунках. Многие сцены фильма он запечатлел в эскизах. Выглядели они как настоящие картины – не схематичные, а именно концептуальные произведения живописи, передающие драматургию и характеры мизансцен.

Художник Александр Шилов убежден, что увлечение режиссера живописью помогало ему в создании на экране батальных сцен. Он воссоздавал их в картинах на бумаге. Исходя из своего художественного видения мира, Бондарчук снимал каждый бой в соединении с пейзажем. Его волновало, как состояние природы и красота мира, омраченные войной влияют на душу человека и отражаются на его характере и поступках.

Бондарчук определил для себя главный эпизод эпопеи. Он назвал его «Костер победы». Финал, завершающий тему войны. В центре кадра зритель видит костер, вокруг которого собираются русские войска, партизаны и даже французы, пробирающиеся к теплу. Тема примирения победителей и побежденных. Камера снимает ручейки людей с высоты. На фото мы видим кадр из фильма, а рядом, выполненный в цвете эскиз Бондарчука к этому эпизоду.

Сергей Бондарчук сам сыграл в фильме Пьера Безухова. Для него Пьер в картине главное действующее лицо, через которого проходит понимание всей жизни, обретение Бога. На своей картине Бондарчук изобразил Пьера, окруженного другими персонажами романа. Он видит их не глазами, ибо они идут сбоку и позади него. Он ощущает их физически, как чувствовал своего героя сам Толстой.

Элен Куракину сыграла в фильме жена режиссера Ирина Скобцева. Когда-то Бондарчук написал портрет своей жены, точно передав светскую стать и красоту актрисы.

«Борис Годунов», 1986 г.

Бондарчук многие годы писал картины на чисто религиозные сюжеты. Он читал книги по технике иконописной живописи и пытался ее воспроизвести в своих картинах.

По мнению искусствоведов его живописные полотна, напоминающие древнерусские иконы, чудесны: праздничны по цвету и необычайно легки.

Увлечение религиозной живописью повлияло на эстетику фильма «Борис Годунов».

В 1986 году Бондарчук взялся за создание своего последнего законченного фильма — экранизацию трагедии Пушкина "Борис Годунов" повествующую о русской смуте начала XVII века.

  • Любимов Б. Исторические иллюстрации: рецензия на фильм «Борис Годунов»// Советский экран.- 1987.- № 8.- с.16
  • Рассадин С. Долг завещанный // Искусство кино.- 1987.- № 1.- с. 38 - 54

Это была дорогостоящая, масштабная экранизация. Постановка отличалась размахом, сильным акцентом на исторические реалии того времени. Бондарчук неслучайно в годы «перестройки» обратился к пушкинскому тексту. В самый разгар политических, экономических и социальных перемен в нашей стране тема власти, ответственности перед народом были очень актуальны.

Сам он сыграл царя Бориса. Бондарчук играл человека, измученного душевными терзаниями, болезнями и дворцовыми переворотами.

Борис Годунов в исполнении Бондарчука не только правитель, но и заботливый чадолюбивый отец.

Уместным выглядит выбор режиссера взять на роли детей Годунова своих собственных отпрысков. Царевича и царевну в фильме сыграли Федор и Алена Бондарчук.

На своей живописной картине Бондарчук увидел их в образах древнерусских всадников.

В период горбачевской перестройки Бондарчук, как секретарь правления Союза кинематографистов СССР и представитель официального советского кино, оказался в опале. На пятом съезде Союза кинематографистов он был смещен с председательского поста.

Можно было не любить Бондарчука, не признавать его картины, обвинять в лояльности к власти. Но невозможно не признать в нем самобытного Мастера с большой буквы, своим творчеством воспевшего Россию.

 

Недорезова Е. Б., ведущий библиотекарь УЧЗ.

 
 
 

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ:
с 10:00 до 13:00
13:00 до 14:00 - перерыв на санитарную обработку
с 14:00 до 20:00
пятница - выходной день
Суббота-воскресенье - с 10.00 до 18.00
Последний четверг месяца - санитарный день

 
Читателям

Новому читателю
Правила пользования библиотекой
Временные правила пользования библиотекой
Условия записи в библиотеку
Справочная служба
Услуги
Цены на услуги
Предложения по качеству услуг
Контактная информация
Продлить книгу
Читаем лучшее
Ближайшие события
Календарь выставок и мероприятий
Забронировать книгу в отделе абонемента
Заказать нормативно-правовой документ
Межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов
Электронные полнотекстовые ресурсы
Базы данных электронного каталога
Новые книги
Тематические выставки и обзоры литературы
Виртуальные выставки
Новости
Видеотека
Календарь экологических дат на 2020 год
День открытых дверей - 2015
Комплектуем фонд вместе
Стоп коррупция!
"Великий и могучий"
"Что я знаю о Н.А.Некрасове"

  << на главную страницу
 
  Современная ЯОУНБ - это крупнейшая библиотека области, информационный центр, имеющий современные коммуникационные средства, областной депозитарий краеведческой литературы, координационный и методический центр для библиотек Ярославского края
 
Библиотека нового поколения
 may9.ru
 Выставка «Ярославская книга»
Фестиваль «Ярославское книжное обострение»
 Деметра Ярославика Книжные памятники Ярославской области
Портал библиотек Ярославской области Ярославская книга 2019
ИнфоГид. Учим навигации в мире информации  Некрасовские дни
   
Компьютерные курсы для пожилых людей "Вместе в электронный век"ЛитРес : библиотека
Электронные полнотекстовые ресурсы
 Независимая оценка качества
Нам интересно Ваше мнение


Наша страница на facebook.com   Наша страница на vk.com   Некрасовка76.Дзен   Наша страница на YouTube.com  Наша страница на Instagram   


Проект Центра ЛИБНЕТ «КОМПЛЕКТОВАНИЕ.RU»

 
 
Контактная информация | Схема проезда | Форма обратной связи | Поиск по сайту | Карта сайта |

Ярославская областная универсальная научная библиотека им.Н.А.Некрасова Все права на сайт принадлежат ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова» 150040, Ярославль, ул. Свердлова, 25в. Телефон: (4852) 23-12-01; Email: info@rlib.yar.ru.  
Дизайн: Компания "Аваком". Контент-менеджер: web@rlib.yar.ru